После падения Римской империи наступила эпоха средневековья, длившаяся несколько столетий. Но века шли, и постепенно все менялось. Вырастали новые города, быстро развивались торговля и ремесла. Настало время путешествий и великих географических открытий. Возвращаясь из далеких и опасных плаваний, мореплаватели рассказывали об удивительных заморских странах. У людей пробудился интерес к познанию мира, к науке. Они по-новому увидели окружающую их жизнь. Наступил XIII век, положивший начало эпохе Возрождения в Италии. (Позднее, уже в середине XV столетии, влияние этой эпохи распространилось и на другие страны Европы.) Это было время небывалого расцвета культуры и искусства, увлекшего всю страну, весь народ. Возродился интерес к античному искусству. Первые же раскопки погибших городов Римской империи открыли миру исчезнувшие было шедевры греков и римлян, Прекрасные образы античных богов и героев восхищали и вдохновляли мастеров Возрождения. Как когда-то античные мастера, так и художники Возрождения преклонялись перед красотой человека, перед величием его духа. Их героем стал не средневековый мученик и аскет, а жизнелюбивый, мужественный человек, стремившийся к земному счастью.
    И хотя художники по-прежнему писали картины на религиозные и библейские сюжеты, картины их теперь были скорее похожи на сцены из реальной жизни.
    В то время в Италии жило много замечательных художников, но имена трех гениальных мастеров XVI века, времени Высокого Возрождения знает каждый. Это - Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буонарроти. Всему миру известна знаменитая «Сикстинская мадонна»1 Рафаэля. Юная женщина прижимает к себе своего сына. В этом движении столько тепла и сердечности, что религиозную сцену мы воспринимаем как гимн прекрасному чувству материнской любви и нежности. Мадонна смотрит вдаль внимательно и печально, как будто тревожится за сына. От ее взгляда, от ее задумчивого лица, озаренного светом внутренней жизни, трудно оторваться.
    Одним из величайших мастеров Возрождении был скульптор, живописец и архитектор Микеланджело. В 1504 году на площади его родного города Флоренции была установлена пятиметровая мраморная статуи «Давида», созданная им как образ борца за свободу. Сюжетом для нее послужила библейская легенда. о пастухе Давиде, спасшем свою страну от порабощения в поединке с могучим Голиафом. Микеланджело изобразил Давида в тот момент, когда, грозно нахмурив брови, сжав в руке ременную петлю пращи, он поджидает своего противника. Его сильная обнаженная фигура напоминает мужественных атлетов, которых так любили изображать греческие скульпторы. Но в микеланджеловском «Давиде» есть то, что было недоступно античным художникам,- огромное душевное напряжение. В отличие от античных героев, он не скрывает своих чувств. Его лицо дышит гневом.
    Прошло почти пять столетий после эпохи Возрождения, но искусство ее мастеров не перестает волновать я восхищать нас. Созданный почти 500 лет тому назад кистью ниального художника Леонардо да Винчи, портрет Моны Лизы Джоконды по-прежнему поражает нас своим совершенством. Благодарное человечество хранит произведения великих художников как самые драгоценные сокровища.
 
1 Мадонна - итальянское название богородицы, а также ее скульптурное или живописное изображение.
Статья: История, искусство и сумки…
Статья :: Кожаный “сейф” для паспорта
Словарик терминов изобразительного искусства: Возрождение
Словарик терминов изобразительного искусства: Витраж
Словарик терминов изобразительного искусства: Бюст
Словарик терминов изобразительного искусства: Бумага
Словарик терминов изобразительного искусства: Блик
Словарик терминов изобразительного искусства: Барельеф
Словарик терминов изобразительного искусства: Античное искусство
Словарик терминов изобразительного искусства: Анимализм
Словарик терминов изобразительного искусства: Акварель